Без названия (23)
648490, Красноярский край, Эвенкийский район, с. Ванавара, ул. Светлая, 6,  корпус 1
БОЛЬНИЦА
КГБУЗ "ВРБ №2"
Ванаварская районная больница находится  в с.Ванавара,  Эвенкийского муниципального  района Красноярского края. Территория составляет  767,6тыс. км2 (32% территории  Красноярского края  4,5% территории Российской Федерации). С севера на юг протяженность  территории района равна 1500 км, с востока на запад 850 км.
КГБУЗ "ВРБ №2"
Район относится к Крайнему Северу России. Климат района резко континентальный. Годовая амплитуда колеблется от плюс 40°С до минус 53°С . Средние месячные температуры января составляют минус 38°С-42°С. Морозы длятся 240-275 дней( более 9 месяцев).
КГБУЗ "ВРБ №2"
В  структуру  больницы,  входит:
-  амбулаторно-поликлиническое  отделение, расчитано на 150 посещений в смену.  Прием проводится по 14 специальностям (терапия, педиатрия, хирургия, акушерство и гинекология, дерматовенерология, офтальмология, отоларингология, психиатрия и наркология, стоматология, неврология, онкология, фтизиатрия, эндокринология, функциональная диагностика), также проводятся клинико-диагностические исследования.
- стационар на 25  коек круглосуточного пребывания и 12 коек дневного стационара.  По виды помощи  это  хирургия, терапия, педиатрия, акушерство и гинеколгия.
- отделение скорой медицинской помощи
- ФАПы п. Срелка-Чуня, п.Муторай, п. Чемдальск
- домовое хозяйство п. Оскоба
bolnica.png
bez_nazvaniya_15.jpg
bez_nazvaniya_16.jpg
Об учреждении
/
Пациенту
/
Для родителей
/
Методические рекомендации по оценке суицидального риска у несовершеннолетних для педагогов и родителей

Методические рекомендации по оценке суицидального риска у несовершеннолетних для педагогов и родителей

КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1»

Методические рекомендации по оценке суицидального риска у несовершеннолетних для педагогов и родителей

Авторы: заведующая  медико-психологическим отделением КГБУЗ ККПНД №1, д.м.н.  Н.Б.Семенова, медицинский психолог  МПО КГБУЗ ККПНД №1 Н.В.Елтышева

Суицид – психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства – есть, прежде всего, психология безнадежности. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку не удается вырваться из нее, то он опасен. Вот почему в иные минуты так важны бывают понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающие почувствовать, что человек этот не один на белом свете, который стал для него черным. Психология самоубийства – есть психология замыкания человека в самом себе, своей собственной тьме.

В категорию детей с саморазрушительным поведением включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью.

Что это за явление? К самодеструктивному поведению относятся
осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в
отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение
демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой
категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно.
Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно
продолжают злоупотреблять опасностью.

В последнее время растет число детей и подростков, имеющих эту
тенденцию личности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая
причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины
видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих
ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением.
Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения
общения с близкими, с семьей. Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко этот акт отчаяния, когда
личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Также большое влияние на поведение подростков оказывает телевидение, чтение художественной литературы. В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности
является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и
витальной активности в результате психической травмы.
Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие
для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности
суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым
предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей
и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска
выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение
ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность,
импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие
жизненного опыта.

У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях:
истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном
является высокий уровень агрессивности подростка.
У подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение:
неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на
взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п. Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных
ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается
толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи,
стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть
представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод,
способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Характерные черты подросткового суицида:
суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые
конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
 
конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный,
вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
 
суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как
мужественное решение и т.п.;
 
​​​​суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
 
средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
 
Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но
наиболее общими являются:
№1
Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
 
№2
Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
 
№3
Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период;
потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
№4
Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
 
На готовность к суициду в поведении подростков могут указывать следующие особенности:
тревожно-ажитированное поведение,  внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

​​​​​напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Так же к  внешним обстоятельствам суицидального подростка относятся:
неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
 
беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
 
неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение,
назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям
подростка;
 
отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
 
серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с
родственниками и взрослыми.
 
Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.

1.  Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2.  Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3.  Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.  Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

5.  Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде подростка  необходимо убедить в следующем:

а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.  Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.

Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Заголовок формы
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Записаться на прием
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена